Исследовательская работа «Фрироуп как альтернатива классическим видам спорта для поддержания ЗОЖ»
Сотрудники краевого государственного автономное общеобразовательное учреждение "Краевая школа-интернат по работе с одаренными детьми "Школа космонавтики" на конкурс исследовательских и проектных работ в сфере профилактики делинквентного поведения и популяризации здорового образа жизни «МЫ ВЫБИРАЕМ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Исследовательская работа
«Фрироуп как альтернатива классическим видам спорта для поддержания ЗОЖ»
Выполнили:
Антонович Виктория Викторовна
Огурцова Татьяна Викторовна
Рогаль Ирина Анатольевна
Сынников Василий Анатольевич
Глава 1. Литературный обзор. 4
Проблема актуальности классических видов спорта для поддержания ЗОЖ.. 4
Глава 2. Методы и объекты исследования. ………………………………..7
Глава 3. Ход работы……………………………………………………….. 7
Заключение. …………………………………………………………………9
Медицинская практика говорит о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности, нарушение осанки, ослабление координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие - все это вызывает задержку возрастного развития. Основной причиной нарушений здоровья молодежи являются приобщение к моделям поведения, связанным с малоподвижным образом жизни. Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма учащихся, его полное физическое развитие являются неотъемлемой частью работ образовательной организации.
Образовательное учреждение имеет задачу совершенствовать процесс физического воспитания современными, интересными методиками, одной из которых является фрироуп.
Цель: Изучить влияние занятий фрироупом на организм детей в качестве альтернативы классическим видам спорта.
Проблема актуальности классических видов спорта для поддержания ЗОЖ
Одной из целей общеобразовательной организации является пропаганда и приобщение детей к здоровому образу жизни. Немаловажной частью этого процесса является привлечение учащихся к различным видам спорта. И, как правило, в перечень активностей входят групповые виды спорта, такие как футбол или волейбол, а также индивидуальные - бег, упражнения на турниках, гимнастика. Но данные практики имеют свои значительные минусы, которые являются причиной того, что спорт утрачивает актуальность среди детей и подростков. Например, такие командные игры как футбол или волейбол требуют специальной атрибутики - речь идет, в первую очередь, о значительном пространстве для организации игрового поля. Также игры предполагают относительно большое количество участников, поэтому, даже при желании заниматься подобными видами спорта, возникает проблема, связанная с набором достаточного количества людей в команды. В то же время активности, не требующие командного взаимодействия, такие как бег или велосипедные прогулки, не имеют соревновательной составляющей, которая способна вызвать гораздо больший интерес у учеников. Таким образом, классические виды спорта теряют свою актуальность среди желающих поддерживать здоровый образ жизни.
Фрироуп – новый вид спорта, суть которого заключается в преодолении дистанций, созданных на деревьях или искусственных опорах с помощью веревок, досок, покрышек. Изначально фрироуп создавался авторами как народный вид спорта, доступный самым широким слоям населения - это и дети, начиная с 3 лет, и молодежь, и старшее поколение, мужчины и женщины, люди с ограниченными возможностями.
Действительно, для занятий фрироупом не надо быть профессионалом в вязании морских узлов, владеть альпинистской техникой, иметь дорогостоящее оборудование, ехать в горы или к морю. Принцип соревнований прост и интуитивно понятен, он заключается в том, что касаться земли запрещено. Для тренировки достаточно наличия нескольких деревьев и 20 метров веревки.
Штрафные баллы во время прохождения дистанции не начисляются.
Соревнования по фрироуп бывают двух видов:
Прохождение заданной дистанции проводится одним из следующих способов:
Дистанция обычно представляет собой совокупность веревочных соединений, различной формы и длины бревен, жердей, автомобильных покрышек и других предметов. Она может состоять из набора последовательно соединенных элементов, точка старта и финиша могут, как находится по разные стороны друг от друга, так и совпадать, она может разветвляться в стороны или вверх. Иметь кольцевой или линейный характер, а также их совокупность.
Сложные элементы дистанции обычно образуются из простых и средних элементов, с усложненным условием перемещения или ослаблением веревки, или усложнением другой части элемента.
«Пасть дракона» (Приложение, фото 1 и 2) - относится к базовым элементам. Представляет собой две параллельные в вертикальной плоскости верёвки, стянутые (с некоторым провисом) нескользящими зигзагообразными "зубами". Расстояние между веревками не менее 3 м. При прохождении элемента запрещено касаться верхней веревки. «Зубы» - проходятся строго попеременно с разных сторон.
«Бабочка» (Приложение, фото 3 и 4) - относится к базовым элементам. Состоит из двух параллельных веревок в вертикальной плоскости, которые натянуты с помощью полиспаста и соединены посередине карабином.
«Горизонтальный маятник» (Приложение, фото 5) - относится к базовым элементам. Жестко закрепленное горизонтальное бревно или веревка, натянутая с помощью полиспаста, и горизонтальный маятник для поддержания равновесия. Сопровождающая страховка осуществляется со спины.
«Велосипед» (Приложение, фото 6) - считается сверхсложным элементом. Состоит из двух или трех автомобильных покрышек, подвешенных в вертикальной плоскости на свободных петлях.
«Параллели» (Приложение, фото 7 и 8) - относится к базовым элементам. Две параллельные в вертикальной плоскости веревки, натянутые с помощью полиспаста.
Фрироуп не только интересный, но еще и полезный вид спорта. Он выполняет следующие функции:
Глава 2. Методы и объекты исследования.
Курсанты "Школы космонавтики" - учащиеся 8-11 классов.
В их числе мальчики 13-18 лет, девочки 13-18 лет.
Мероприятия по прохождению трассы фрироуп проводились:
Трасса фрироуп была одинаковой на всех мероприятиях и прохождения проводились следующим образом. Трасса состояла из трех элементов и замыкалась в круговую систему (старт и финиш в одной точке).
На прохождение каждого из трех элементов давалось 3 попытки.
В конце мероприятия был проведен опрос, в ходе которого были получены положительные отзывы участников о такой активности. На вопрос о сравнении фрироупа и видов активности, известных им до этого, участники ответили тем, что фрироуп является более предпочтительным и интересным видом спорта. В следствие чего можно сделать вывод, что фрироуп может стать широко распространенной альтернативой классическим видам спорта для поддержания ЗОЖ.
В ходе исследования было изучено влияние занятий фрироупом на детей 13-18 лет, соответствующие литературные материалы и отзывы участников мероприятий. Таким образом, было выявлено, что такая активность как фрироуп влияет на учеников положительно, т.к. после занятий фрироупом дети становились более активными, стали раскрываться их лидерские качества и творческие способности. При этом результаты опроса, проведенного после занятий фрироупом, показали, что дети и подростки, принимавшие участие, считают, что фрироуп может стать достойной альтернативой классическим видам спорта. В заключение стоит сказать, что такой интересный и необычный вид спорта как фрироуп может в разы увеличить количество человек, придерживающихся здорового образа жизни.
Мониторинг по критериям оценки эффективности проекта
За последние три года число обучающихся с хроническими заболеваниями увеличилось практически в 1,5 раза. У учащихся ухудшает психо-физиологическое развитие, проблема снижения зрения нарастает с каждым годом, как и состояние опорно-двигательного аппарата, все это приводит к нарушениям в работе жизненно важных систем организма. Сохранение здоровья, формирование ценностей здорового образа жизни– становится одной из главных задач образования в современных условиях. Период школьной жизни это один из основных этапов в становлении личности обучающихся. В период обучения закладываются основы личности, формируются и закрепляются практически все свойства характера, отношение к обществу и самому себе. И на решение этих задач нацелены и школьные дисциплины, и физическая культура.
УДК: 796.034
Ж. Б. Егорова
Воспитательная эффективность дополнительной
общеобразовательной программы по
воркаут-спорту «9 Ориентир»
О. Ю. Иванова
Методические рекомендации
«От вОРКАУТА К СОЦИАЛЬНОМУ СЛУЖЕНИЮ»
Т. М. Попова, педагог-психолог
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЛИНКВЕНТНОГО (ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ) ПОВЕДЕНИЯ «ВОРКАУТ-СТУПЕНЬ К НОВОЙ ЖИЗНИ»