Sidebar Menu

Официальный сайт проекта 

 

 

180000 г.Псков, ул.Льва Толстого, д.18

8(8112)73-71-67org3@pskovedu.ru

Содержание материала

Сотрудники краевого государственного автономное общеобразовательное учреждение "Краевая школа-интернат по работе с одаренными детьми "Школа космонавтики" на конкурс исследовательских и проектных работ в сфере профилактики делинквентного поведения и популяризации здорового образа жизни «МЫ ВЫБИРАЕМ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Исследовательская работа

«Фрироуп как альтернатива классическим видам спорта для поддержания ЗОЖ»

 

Выполнили:

Антонович Виктория Викторовна

Огурцова Татьяна Викторовна

Рогаль Ирина Анатольевна

Сынников Василий Анатольевич


 

Оглавление

Оглавление. 2

Введение. 3

Актуальность. 3

Цель: 3

Задачи: 3

Глава 1. Литературный обзор. 4

Проблема актуальности классических видов спорта для поддержания ЗОЖ.. 4

Что такое фрироуп. 4

Правила фрироупа: 5

Элементы.. 6

Функции. 6

Глава 2. Методы и объекты исследования. ………………………………..7

Объект исследования. 7

Методы исследования: 7

Глава 3. Ход работы……………………………………………………….. 7

Заключение. …………………………………………………………………9

Литература. 10

Приложение. 11-12

 

Введение

Актуальность

Медицинская практика говорит о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности, нарушение осанки, ослабление координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие - все это вызывает задержку возрастного развития. Основной причиной нарушений здоровья молодежи являются приобщение к моделям поведения, связанным с малоподвижным образом жизни. Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма учащихся, его полное физическое развитие являются неотъемлемой частью работ образовательной организации.

Образовательное учреждение имеет задачу совершенствовать процесс физического воспитания современными, интересными методиками, одной из которых является фрироуп.

Цель: Изучить влияние занятий фрироупом на организм детей в качестве альтернативы классическим видам спорта.

Задачи:

  • изучить методики проведения занятий фрироупом с детьми;
  • изучить влияние занятий фрироупом на организм детей;
  • сравнить фрироуп и классические виды спорта.


Глава 1. Литературный обзор

Проблема актуальности классических видов спорта для поддержания ЗОЖ

Одной из целей общеобразовательной организации является пропаганда и приобщение детей к здоровому образу жизни. Немаловажной частью этого процесса является привлечение учащихся к различным видам спорта. И, как правило, в перечень активностей входят групповые виды спорта, такие как футбол или волейбол, а также индивидуальные - бег, упражнения на турниках, гимнастика. Но данные практики имеют свои значительные минусы, которые являются причиной того, что спорт утрачивает актуальность среди детей и подростков. Например, такие командные игры как футбол или волейбол требуют специальной атрибутики - речь идет, в первую очередь, о значительном пространстве для организации игрового поля. Также игры предполагают относительно большое количество участников, поэтому, даже при желании заниматься подобными видами спорта, возникает проблема, связанная с набором достаточного количества людей в команды. В то же время активности, не требующие командного взаимодействия, такие как бег или велосипедные прогулки, не имеют соревновательной составляющей, которая способна вызвать гораздо больший интерес у учеников. Таким образом, классические виды спорта теряют свою актуальность среди желающих поддерживать здоровый образ жизни.

Что такое фрироуп

Фрироуп – новый вид спорта, суть которого заключается в преодолении дистанций, созданных на деревьях или искусственных опорах с помощью веревок, досок, покрышек. Изначально фрироуп создавался авторами как народный вид спорта, доступный самым широким слоям населения - это и дети, начиная с 3 лет, и молодежь, и старшее поколение, мужчины и женщины, люди с ограниченными возможностями.

Действительно, для занятий фрироупом не надо быть профессионалом в вязании морских узлов, владеть альпинистской техникой, иметь дорогостоящее оборудование, ехать в горы или к морю. Принцип соревнований прост и интуитивно понятен, он заключается в том, что касаться земли запрещено. Для тренировки достаточно наличия нескольких деревьев и 20 метров веревки.

Правила фрироупа:

  • время прохождения дистанции определяется разницей между касаниями точки старта и точки финиша;
  • во время прохождения дистанции участниками запрещается прикасаться к земле любой частью тела, включая также одежду и волосы;
  • участник может проходить дистанцию любым способом в соответствии с правилами, но последовательно и не нарушать ее целостность.

Штрафные баллы во время прохождения дистанции не начисляются.

Соревнования по фрироуп бывают двух видов:              

  • «на время» - в этом виде качество отходит на второй план, тогда как время прохождения дистанции играет важнейшую роль;
  • «на прохождение» - здесь же оценивается качество и количество пройденных элементов.

Прохождение заданной дистанции проводится одним из следующих способов:

  • Индивидуально - участник самостоятельно проходит всю дистанцию;
  • эстафета - участники команды последовательно проходят каждый из участков дистанции;
  • групповое прохождение - одновременное прохождение дистанции всеми участниками команды.

Дистанция обычно представляет собой совокупность веревочных соединений, различной формы и длины бревен, жердей, автомобильных покрышек и других предметов. Она может состоять из набора последовательно соединенных элементов, точка старта и финиша могут, как находится по разные стороны друг от друга, так и совпадать, она может разветвляться в стороны или вверх. Иметь кольцевой или линейный характер, а также их совокупность.

Элементы

Сложные элементы дистанции обычно образуются из простых и средних элементов, с усложненным условием перемещения или ослаблением веревки, или усложнением другой части элемента.

«Пасть дракона» (Приложение, фото 1 и 2) - относится к базовым элементам. Представляет собой две параллельные в вертикальной плоскости верёвки, стянутые (с некоторым провисом) нескользящими зигзагообразными "зубами". Расстояние между веревками не менее 3 м. При прохождении элемента запрещено касаться верхней веревки. «Зубы» - проходятся строго попеременно с разных сторон.

«Бабочка» (Приложение, фото 3 и 4) - относится к базовым элементам. Состоит из двух параллельных веревок в вертикальной плоскости, которые натянуты с помощью полиспаста и соединены посередине карабином.

«Горизонтальный маятник» (Приложение, фото 5) - относится к базовым элементам. Жестко закрепленное горизонтальное бревно или веревка, натянутая с помощью полиспаста, и горизонтальный маятник для поддержания равновесия. Сопровождающая страховка осуществляется со спины.

«Велосипед» (Приложение, фото 6) - считается сверхсложным элементом. Состоит из двух или трех автомобильных покрышек, подвешенных в вертикальной плоскости на свободных петлях.

«Параллели» (Приложение, фото 7 и 8) - относится к базовым элементам. Две параллельные в вертикальной плоскости веревки, натянутые с помощью полиспаста.

Функции

Фрироуп не только интересный, но еще и полезный вид спорта. Он выполняет следующие функции:

  1. оздоровительная - охранять и укреплять здоровье детей, формировать опорно-двигательный аппарат ребенка (профилактика плоскостопия), развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, и координация, накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  2. образовательные - научиться владеть своим телом при прохождении трассы фрироуп под руководством воспитателя-инструктора;
  3. развивающая - развивать силу основных групп мышц, ловкость, скоростно-силовые качества, закреплять умения в анализе движений (самоконтроль, самооценка, контроль и оценка движений других детей, добиваться выразительного и вариантного выполнения движений)
  4. воспитательные - воспитывать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями. Развивать положительные нравственно-волевые черты личности: инициативность, самостоятельность, взаимопомощь смелость, решительность, уверенность в себе, элементарное планирование, развитие творческой инициативы.

Глава 2. Методы и объекты исследования.

Объект исследования

Курсанты "Школы космонавтики" - учащиеся 8-11 классов.

В их числе мальчики 13-18 лет, девочки 13-18 лет.

Методы исследования:

  1. информационный поиск и анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, библиографирование;
  2. реферирование;
  3. проектирование и апробация содержания занятий с курсантами "Школы космонавтики";
  4. рефлексивный анализ деятельности.

Глава 3. Ход работы.

Мероприятия по прохождению трассы фрироуп проводились:

  1. 10.2017 среди учащихся 9-х классов;
  2. 05.2019 среди учащихся 11-х классов;
  3. 09.2019 среди воспитанников КГКУ "Железногорского детского дома";
  4. 01.2020 в рамках "Спартанских игр" в ПКиО им. Кирова среди учащихся города Железногорска.

Трасса фрироуп была одинаковой на всех мероприятиях и прохождения проводились следующим образом. Трасса состояла из трех элементов и замыкалась в круговую систему (старт и финиш в одной точке).

  • "параллели". Ребенок встает на нижнюю веревку, держась руками за верхнюю, и приставными шагами проходит до следующего элемента трассы;
  • "бабочка". Ребенок переходит с элемента "параллель" не коснувшись земли обходя опору (дерево), так же становится на нижнюю веревку, а руками держась за верхнюю и начинает движение к следующему элементу (способ прохождения данного элемента у каждого свой, главное не коснуться земли);
  • "зубы дракона". Ребенок переходит с элемента "бабочка" не коснувшись земли обходя опору (дерево) так же становится на нижнюю веревку, а руками держась за верхнюю и начинает движение к следующему элементу (способ прохождения данного элемента у каждого свой, главное не коснуться земли).

На прохождение каждого из трех элементов давалось 3 попытки.

В конце мероприятия был проведен опрос, в ходе которого были получены положительные отзывы участников о такой активности. На вопрос о сравнении фрироупа и видов активности, известных им до этого, участники ответили тем, что фрироуп является более предпочтительным и интересным видом спорта. В следствие чего можно сделать вывод, что фрироуп может стать широко распространенной альтернативой классическим видам спорта для поддержания ЗОЖ.

Заключение

В ходе исследования было изучено влияние занятий фрироупом на детей 13-18 лет, соответствующие литературные материалы и отзывы участников мероприятий. Таким образом, было выявлено, что такая активность как фрироуп влияет на учеников положительно, т.к. после занятий фрироупом дети становились более активными, стали раскрываться их лидерские качества и творческие способности. При этом результаты опроса, проведенного после занятий фрироупом, показали, что дети и подростки, принимавшие участие, считают, что фрироуп может стать достойной альтернативой классическим видам спорта. В заключение стоит сказать, что такой интересный и необычный вид спорта как фрироуп может в разы увеличить количество человек, придерживающихся здорового образа жизни.


 

Литература

  1. Антропова, М. В. Основы гигиены учащихся [Текст] / М. В. Антропова. – М., 1971. – 270 с.
  2. Безруких, М. М. Школьные факторы риска и здоровье детей [Текст] / М. М. Безруких // Magister. – 1999. – №3. – С. 56–64.
  3. Запорожченко, В. Г., Тихомирова, Л. Ф. Образ жизни и здоровье [Текст] / А. В. Басов, В. Г. Запорожченко, Л. Ф. Тихомирова.– Ярославль: Верхне-Волжское изд-во, 1989. – 178 с.
  4. Иванова Н.А. Повышение мотивации учащихся на уроках физической культуры путем применения здоровьесберегающих технологий [Электронный ресурс]: - режим доступа https://nsportal.ru/shkola/fizkulturai-sport/library/2015/08/27/povyshenie-motivatsii-uchashchihsya-na-uroka
  5. Ковриго, Н. М. Формирование потребности в здоровье и здоровом образе жизни – важная педагогическая задача [Текст] / Н. М. Ковриго // Образование и здоровье. – Калуга, 1998. – С. 149–150.
  6. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность [Текст] / А.Г. Маслоу — СПб.: Евразия, 2010.- с18.
  7. Сухарев, А. Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков [Текст] / А. Г. Сухарев // Гигиена и санитария. – 2000. – № 3. – С. 43–44.
  8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья. - М.: АРКТИ, 2005.
  9. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008
  10. Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики [Текст]: монография / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2004. – 240 с.

 

 

 

 

 

г.Псков, ул.Льва Толстого, д.18
8(8112)73-71-67, org3@pskovedu.ru

© 2019 Средняя общеобразовательная школа №9 им. А.С. Пушкина. Все права защищены.