Sidebar Menu

Официальный сайт проекта 

 

 

180000 г.Псков, ул.Льва Толстого, д.18

8(8112)73-71-67org3@pskovedu.ru

Т. М. Попова, педагог-психолог

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

 ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЛИНКВЕНТНОГО (ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ) ПОВЕДЕНИЯ «ВОРКАУТ-СТУПЕНЬ К НОВОЙ ЖИЗНИ»

 

В данных методических  рекомендациях приводятся  характеристики учащихся  с девиантным и делинквентным поведением. Предлагаются  методы и формы  социализации обучающихся для профилактики делинквентного поведения. Особое значение уделяется   физической культуре  и воркаут-спорту как ступени к новой жизни обучающихся, требующих особого педагогического внимания. Методические рекомендации  основываются на результатах сравнительного анализа признаков социализации обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 им. А.С. Пушкина» и могут найти свое практическое применение в любой образовательной организации. Предлагаемые методические рекомендации, основанные  на анализе опыта  школы по профилактике делинквентного (отклоняющегося) поведения учащихся, могут стать ориентиром  в инновационной деятельности школы по формированию здорового образа жизни.

Ключевые слова: средства социализации, здоровый образ жизни, делинквентное поведение, воркаут-спорт, признаки социализации.

Актуальность. Так сложилось, что для школы № 9 им. А.С. Пушкина тема организации социально-активного пространства для обучающихся звучит очень актуально, поскольку для этого были все предпосылки: увеличение числа детей с нарушениями в поведении и количества запросов родителей по вопросам воспитания своих детей. В школе обучается 689 учащихся, из них 165 дети с ОВЗ. 162 учащихся обучаются по адаптированным общим образовательным программам начального общего и основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития, трое – в режиме инклюзии.

С каждым годом увеличивается число детей с ОВЗ, детей-инвалидов, но работа осложняется и тем, что с каждым годом в школу поступает все больше детей со специфическими особенностями поведения. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. И если поступки и действия индивидуума не соответствуют установленным в социуме нормам поведения, то такое отклонение от правил является признаком девиации.

Существует различные причины, в силу которых дети выбирают для себя девиантное поведение: уровень развития общества (экономический кризис), среда, в которой живет, растет и воспитывается индивид, биологическая наследственность, врожденная предрасположенность индивида к отклоняющемуся от нормы стилю поведения, влияние неправильного воспитания, обучения, направления саморазвития.

Рекомендуем  в начале учебного года проводить мониторинг особенностей поведения обучающихся, видов девиаций. Основные методы в работе по изучению особенностей поведения обучающихся это наблюдения педагогов, проведение диагностики по методике «Определение детей группы риска», а также социометрии. Основные девиации, которые отмечают педагоги школы, следующие.

  1. Агрессивность, которая свидетельствует о постоянном внутреннем напряжении ребенка, и из-за этого он не считается с потребностями других людей.
  2. Неуправляемость, когда учащийся ведет себя так, как ему хочется в данный момент; его не интересует мнение других людей.
  3. Резкое изменение настроения. без каких-либо видимых причин: он может быть весел, а через пару секунд кричать и плакать; такая смена поведения происходит от внутреннего напряжения и нервного истощения.
  4. Желание быть незаметным, нежелание делиться с окружающими своими мыслями и чувствами; нельзя жить отдельно от общества – такое поведение нередко приводит к деградации.

Важно отметить, что в научной и методической литературе недостаточно внимания уделяется средствам профилактики делинквентного поведения детей. Важно то, что мало публикуется эмпирически проверенных средств, а также то, что предлагаемые средства не представляют собой их комплекса.

Цель ежегодного мониторинга  заключается в подборе и апробации средств социализации детей, препятствующей становлению делинквентного поведения учащихся. Основной акцент в работе необходимо делать  на различных формах социализации учащихся.

Основные направления работы по социализации школьников могут быть следующие:

- коррекционно-развивающие занятия. Реализация коррекционно-развивающих программ предполагает проведение регулярных коррекционных занятий. Важным преимуществом в проведении занятий является возможность проведения комплексной коррекции в сенсорной комнате, которая является мощным инструментом для сенсорного развития ребенка, развития его познавательной сферы и расширения мировоззрения.

- воспитание потребности в здоровом образе жизни (ЗОЖ). Это очень актуальное направление реализуется через нашу школьную программу «Мы выбираем здоровье».

- занятия в творческих объединениях и кружках. Занятия в творческих объединениях и кружках способствуют выявлению и раскрытию творческого потенциала учащихся, познанию их собственного «Я».

В работе по профилактике делинквентного (отклоняющегося) поведения рекомендуем использовать  следующие методы: анализ медицинских карт; педагогические не стандартизированные наблюдения; авторские анкеты – «Определение детей группы риска» и «Здоровый образ жизни» (для обучающихся 5-11-х классов); методика Н. Г. Лускановой «Оценка уровня спортивной мотивации младших школьников» (для обучающихся 1-4 классов)  [1]; и методика социометрического изучения межличностных отношений в коллективе Дж. Морено [2]. Классные руководители ведут мониторинг занятости детей, в том числе детей из «группы риска» в кружках, спортивных секциях.

Основные характеристики обучающихся с делинквентным  поведением. Такие дети, как правило, подвержены увлечению вредными привычками, на фоне чего отмечается потенциальная готовность к употреблению сигарет и алкоголя в той или иной форме в силу недостаточного уровня осведомленности об их пагубном влиянии на организм человека. Основными источниками информации о вреде сигарет и алкоголя являются семья, телевидение и учебное заведение.

Обучающиеся с нарушениями в поведении обычно имеют низкий уровень интеллектуального развития, более робкие, практичные, с низким самоконтролем, с высокой тревожностью, раздражительны, обидчивы, подозрительны, вербально агрессивны.

Обучающиеся с делинквентным  поведением в три раза реже увлекаются чтением книг, в десять раз реже интересуются техническим творчеством. В то же время занятия физкультурой и спортом интересуют таких детей не в меньшей мере, чем социально благополучных сверстников. Поэтому физическая культура в организации досуга трудных детей должна занимать значительное место.

Средствами  социализации детей для профилактики у них девиантного и делинквентного поведения могут быть занятия в творческих объединениях: физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического, декоративно-прикладного, естественно-научного и туристско-краеведческого направления.

Одним из важнейших направлений работы считаем физическое развитие детей и подростков. Так как одна из главных биологических особенностей растущего организма – потребность в движении. А наши дети стали статичны, и чтобы помочь учащимся восполнить дефицит движения, необходимо стимулировать их психофизическое развитие.

Особое внимание рекомендуем уделять  физической активности обучающихся. С этой целью и можно  реализовать  инновационный проект «Школьная воркаут-площадка как часть социально-активного пространства микрорайона», поскольку спорт для многих подростков является основным способом самореализации. Организация работы по успешной социализации всех учащихся с учетом интересов современной молодежи позволяет представлять для них физическое развитие в новом свете: сделать физическое развитие привлекательным для каждого, мотивировать на регулярные занятия, показать доступность занятий. Возникшее около десяти лет назад мировое движение силовых тренировок «Воркаут» с весом собственного тела на уличных спортивных площадках стало именно тем движением, которое привлекает сотни тысяч людей в мире и постоянно расширяется.

Отдельно хотелось бы сказать о влиянии такого относительно нового средства физического и психического развития школьников, как воркаут-спорт на развитие личности школьников. Занимаясь воркаутом, дети способны чувствовать себя вполне самостоятельной личностью. В Воркаут заложена и социальная составляющая, которая заключается в создании сообществ на базе таких спортивных площадок. Смысл не только в том, чтобы развиваться самому, но и в том, чтобы помогать развиваться другим людям. Воркаут строится на принципе «каждый учит каждого», а общение и бесплатный обмен опытом и знаниями – это важная составляющая направления. Именно благодаря этому принципу происходит формирование сообществ на базе спортивных площадок по всему миру, в которых люди тренируются, общаются и развиваются вместе. Занимающиеся воркаут-спортом подают положительный пример людям, которые только хотят начать заниматься и что-то изменить в своей жизни. Воркаут не ограничивается физическим развитием, наоборот, это только первый шаг. Идея заключается в том, чтобы превратить силу, обретенную на воркаут-площадке в уверенность в своих силах и использовать ее в самых разных сферах. Вопрос не в том, чего ты можешь добиться на турниках, а в том, чего турники помогут тебе добиться в жизни. Каждый день воркаутеры стремятся узнать что-то новое и стать лучше, чем они были вчера. Часто оценка коллектива сверстников оказывается более влиятельной для подростка, чем оценка взрослых. Общение и бесплатный обмен опытом и знаниями – это важная составляющая направления Воркаут.

Тем не менее, учащиеся из компаний с асоциальным поведением реже посещают коллективные спортивные соревнования и другие зрелищные мероприятия, участвуют в походах, ходят в различные спортивные кружки, чем дети с нормальным поведением.

Обучающиеся, не занимающиеся спортом, эмоционально менее устойчивы, более подвержены чувствам, более импульсивны в поведении, более прямолинейны, более напряжены, фрустрированы.

Физически активные обучающиеся отличаются эмоциональной устойчивостью, они более нормативны в поведении, более уравновешены, дипломатичны. Занятия с обучающимися физической культурой обеспечивают повышение психической адаптированности к социальной среде. В процессе занятий физической культурой и спортом вырабатывается способность усваивать существующие правила и нормы общественного поведения и твердо следовать им. Занятия спортом влияют на оптимизацию общения, облегчают контакты с другими людьми и помогают лучше адаптироваться к социальной среде.

Занятия спортом и физической культурой приводят к положительным изменениям большинства компонентов личностных особенностей, помогают снизить негативные личностные проявления и преодолеть трудности в общении.

Особый аспект воспитания, который обеспечивает формирование положительной жизненной позиции, повышает общую культуру и нравственность у ребенка – привитие интереса к физической культуре и спорту. В процессе воспитания у учащихся должны возникнуть собственные активные установки на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Такая работа  может быть логичным продолжение системы работы школы по социализации учащихся. Многолетняя успешная реализация различных программ и проектов позволяет говорить об их эффективности.

Кроме того, с  целью организации помощи в выборе учащимися своего образовательного маршрута предлагаем использовать в  работе  программу «Самопознание. Выбор образовательного маршрута», ориентированная на учащихся 7-11 классов. Эта программа направлена на становление профессионального самоопределения.

Социальные проекты, основанные на краеведческом материале,   способствуют  приобщению учащихся с делинквентным (отклоняющимся) поведением  к культурному и историческому наследию России и Псковского края и  включение их в культурно – исторический контекст социализации. Содержанием таких проектов  может быть  волонтерская деятельность студентов с обучающимися  школы. Студенты-волонтеры могут проводить  различные экскурсии, презентации, квесты, мастер-классы и  готовить учащихся основного уровня образования к волонтерской деятельности в работе с учащимися начальной школы.

 До начала реализации инновационного проекта «Школьная воркаут-площадка как часть социально-активного пространства микрорайона» было установлено, что  из 250 учащихся из 689 (36,3 %) проявляют склонность к девиантному поведению. Интерес к учебе у этих обучающихся имеет скачкообразный характер, школа для них не является главным и ведущим видом деятельности, а выступает как средство общения со сверстниками. Успеваемость удовлетворительная. Они могут нарушать дисциплину, опаздывать на занятия, имеют замечания по поведению. К общественно-трудовой деятельности относятся недостаточно серьезно, избегают общественных поручений. Взаимоотношения в классе нестабильные. Периодически возникают конфликты. Девиантные проявления заключаются в непослушании педагогам, в отказе от участия в делах класса и школы. Такая тенденция наблюдается у учащихся младшего школьного возраста.

У учащихся подросткового и юношеского периода отмечают такие компоненты девиаций, как: вербальная агрессия, когда подросток выражает вербально свое агрессивное отношение к другому человеку, используя словесные оскорбления; эмоциональная агрессия. Подросток характеризуется враждебностью, подозрительностью, неприязнью, недоброжелательностью; неуверенность в себе осложняет общение со сверстниками; физическая агрессия, когда старшеклассник выражает агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.

В целом, полученные результаты свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми у обучающихся подросткового периода. Подростки склонны решать проблемы посредством насилия, использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки. Из 250 обучающихся, склонных к девиантному поведению, только 20 посещают спортивные кружки и секции.

 В рамках исследования было проанализировано отношение подростков к здоровью, к ЗОЖ, рассмотрена включенность респондентов в физкультурно-оздоровительную деятельность, влияние питания, досуга, поведенческих факторов риска на здоровье школьников. В данном исследовании приняли участие 581 учащихся, из них 226 учащиеся 1-4 классов и 365 учащихся 5-11 классов.

 Результаты оценки уровня мотивации к занятиям спортом у младших школьников: высокий уровень (25-30 баллов) – 11 %; выше среднего (20-24 балла) – 26 %; средний уровень (15-19 баллов) – 32 %; и низкий уровень (10-15и баллов) – 31 %.

По результатам исследования можно отметить, что большинство младших школьников, а это 32 % положительно относятся к физкультуре, но урок привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация). Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в секциях спортивной направленности, однако чаще ходят в них, чтобы общаться с друзьями, с тренером, им нравится ощущать себя учениками. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

 С низкой мотивацией 31 % детей. Подобные учащиеся посещают уроки физкультуры и спортивные кружки неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках и тренировках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в выполнении заданий. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации. Со средней мотивацией 26 % младших школьников. Они успешно справляются со спортивной деятельностью. Высокий уровень мотивации отмечается всего у 11 % учащихся, такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя по физкультуре, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают замечания.

Обобщив результаты, можно отметить, что у 63 % школьников значительно понижен двигательный режим, что обусловлено сегодняшними условиями жизни, характером самообслуживания и способам передвижения, а так же необходимостью усвоения огромного объема информации и знаний.

При изучении преобладающего отношения к здоровью как к ценности у учащихся 5-11 классов (365 человек) (по анкете «Здоровый образ жизни»), были выявлены следующие условия, которые необходимы для сохранения здоровья: хорошая наследственность – 47 %; благоприятные экологические условия – 42 %; возможность консультации и лечения у хорошего врача – 36 %; выполнение правил ЗОЖ (режим, зарядка и т.д.) – 28 %; знания о том, как заботиться о своем здоровье – 29 %; достаточные материальные средства для хорошего питания, занятий спортом и т.д. – 21 %; отсутствие физических и умственных перегрузок – 20 %.

Можно констатировать, что в своем большинстве все утверждения признаны ценностями: не отвергаются учащимися, но некоторые не имеют для них решающего значения. Реже всего подростки отмечают важность выполнения правил ЗОЖ (режим, зарядка и т.д.), знаний о том, как заботиться о своем здоровье, достаточность материальных средств, физические и умственные нагрузки.

 Наиболее важными для счастливой жизни подростки отмечают следующие условия: привлекательная внешность – 52 %; любимая работа – 45 %; качественное образование – 44 %; хорошее здоровье – 36 %; материальное благополучие – 28 %; свобода и независимость (возможность самому планировать жизнь и реализовывать желания) – 33 %; возможность общаться с интересными людьми – 25 %; благополучная семья – 24 %.

Кроме этого были проанализированы ответы учащихся на вопрос: «Что ты уже сейчас делаешь для счастливой жизни и сохранения своего здоровья?». В основном акцент подростки делают на правильное питание, общение с друзьями, хорошей учебе, спорте, соблюдении режима дня(47 %). Но и немало ограниченных представлений о здоровом и счастливом образе жизни. Эти представления не конкретны, ценность здоровья понимают, но с трудом формулируют, что надо делать, чтобы быть здоровым и счастливым. Эти подростки размышляют о необходимости иметь много денег для счастливой жизни и здоровья, богатых родителей, нормальную экологию, хороших врачей (34 %). 17 % учеников предпочитают принимать витамины или вообще ничего не делать, а просто гулять, играть и получать только удовольствия от жизни. 5 % обучающихся хотят отказаться от вредных привычек.

Использование метода социометрии, проведенного в 34-х классах школы (634 учащихся школы), выявило, что в исследуемых коллективах большинство детей имеет более или менее бла­гоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства обучающихся в системе межлич­ностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.

Результаты исследования в структуре деловых отношений следующие: 28 % – учащихся, занимающих лидирующее положение в структуре межличностного общения по поводу учебной деятельности; 36 % – учащихся, занимающих устойчивое положение в структуре общения; 20 % – учащихся имеют ограниченный круг общения; 16 % – учащихся, выпавших из сферы межличностного общения в школе по деловым отношениям.

Результаты исследования по эмоциональному выбору следующие: 29 % – учащихся, занимающих лидирующее положение в структуре межличностного общения по поводу учебной деятельности;  36 % – учащихся, занимающих устойчивое положение в структуре общения; 20 % – учащихся имеют ограниченный круг общения; 15 % – учащихся, выпавших из сферы межличностного общения в школе по деловым отношениям.

Социометрия, проведенная в 34 классах школы выявила, что в исследуемых коллективах большинство детей имеет относительно бла­гоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства обучающихся в системе межлич­ностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.

Произошел рост количества обучающихся с нервно-психическими заболеваниями, заболеваниями органов зрения, дефектами речи и эндокринной системы.

Результаты физического развития являются нестабильными. Имеет место увеличение количества учащихся с физическим развитием ниже среднего и увеличение количества учащихся с среднем уровнем развития.

Полученные результаты свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми у обучающихся подросткового периода. Подростки склонны решать проблемы посредством насилия, использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки.

Можно резюмировать следующее.

Около трети обучающихся, склонны к девиантному поведению, и только 5 % из них посещают спортивные кружки и секции.

32 % младших школьников положительно относятся к физкультуре, но урок привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация). Эти дети достаточно благополучно чувствуют себя в секциях спортивной направленности, однако чаще ходят в них, чтобы общаться с друзьями, с тренером, им нравится ощущать себя учениками. С низкой мотивацией 31 % детей. Эти учащиеся посещают уроки физкультуры и спортивные кружки неохотно, предпочитают пропускать занятия. Всего 26 % младших школьников успешно справляются со спортивной деятельностью.

 Меньше всего подростки отмечают важность знаний о том, как заботиться о своем здоровье, выполнение правил ЗОЖ (режим, зарядка и т.д.), физические и умственные нагрузки.

Несмотря на то, средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства обучающихся в системе межлич­ностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками, взаимоотношения в классах нестабильные. Периодически возникают конфликты. Из сферы общения выпало 15% учащихся класса по поводу эмоционального выбора, 20% обучающихся имеют ограниченный круг общения.

В результате реализации инновационного проекта при проведении повторного исследования динамики формирования у обучающихся школы потребности в ЗОЖ, появилась возможность для сравнительного анализа изменений, которые произошли в результате реализации программы профилактики делинквентного поведения посредством формирования потребности в ЗОЖ. Были получены следующие результаты.

У 63 % школьников повысился двигательный режим, что обусловлено формированием у детей положительного отношения к систематическим занятиям физической культурой.

После реализации школьного инновационного проекта уровень сформированности представлений о ЗОЖ у подростков изменился следующим образом. Были выявлены следующие условия, которые необходимы для сохранения здоровья, по мнению школьников:

- выполнение правил ЗОЖ (режим, зарядка и т.д.) – 48 % (было 28 %);

- знания о том, как заботиться о своем здоровье – 41 % (было 29 %);

- хорошая наследственность – 38 % (было 47 %);

- благоприятные экологические условия – 36% (было 42 %);

- отсутствие физических и умственных перегрузок – 33 % (было 21 %);

- достаточные материальные средства для хорошего питания, занятий спортом и т.д. – 29 % (было 12 %);

- возможность консультации и лечения у хорошего врача – 28 % (было 36 %).

Сравнительный анализ степени важности условий ценностного отношения к здоровью по типу «было – стало» показал, что значительно увеличилось число испытуемых, видящих внутренние условия, как факторы перехода к ЗОЖ.

Сравнение ценностей, как факторов счастливой жизни, так же позволило выявить изменения:

- хорошее здоровье – 56 % (было 36 %);

- привлекательная внешность – 52 % (было 52 %);

- качественное образование – 44 % (было 44 %);

- возможность общаться с интересными людьми – 43 % (было 25 %);

- свобода и независимость – 38 % (было 33 %);

- благополучная семья – 37 % (было 24 %);

- любимая работа – 34 % (было 45 %); 

- материальное благополучие – 32 % (было 28 %).

Основные ценностные ориентации изменились незначительно. Исключение составили 2 ценности: хорошее здоровье и возможность общаться с интересными людьми. Число детей, для которых высоко значимыми являются эти ценности, увеличилось почти на 20 %.

Перемещение на нижние позиции таких ценностей, как: необходимость иметь много денег для счастливой жизни и здоровья, богатых родителей, нормальную экологию, хороших врачей, можно рассматривать как способствование программы расширению представлений о ЗОЖ.

 При сравнительном анализе ответов учащихся на вопрос «Что ты уже сейчас делаешь для счастливой жизни и сохранения своего здоровья?», также можно отметить изменения. В основной акцент подростки (52 %) делают на общении с друзьями, хорошей учебе, спорте, правильном питании и соблюдении режима.

Уменьшилось количество обучающихся с ограниченным кругом общения и изолированных детей. Увеличилось количество обучающихся с бла­гоприятным статусом, а значит увеличилось благополучие взаимоотношений обучающихся в системе межлич­ностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.

Можно заключить, что реализация инновационного проекта «Школьная воркаут-площадка как часть социально-активного пространства микрорайона», направленного на формирование ЗОЖ обучающихся школы положительно влияет на их отношение к ЗОЖ. Развивая физические качества, обучающиеся совершенствуют функции организма, осваивают определенные двигательные навыки, расширяют свое социальное пространство и адаптационные возможности.

Таким образом,  данные методические рекомендации могут быть использованы для организации работы по профилактике делинквентного (отклоняющегося) поведения  обучающихся и формированию у них потребности в физическом самосовершенствовании, сохранении и укреплении здоровья. Эта потребность должна сохраняться у человека на протяжении всей его жизни.

Литература

 

  1. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте./ А.К.Маркова.-М.: Просвещение, 2002,-326 с.
  2. Морено Я.  Л.  Социометрия:  Экспериментальный  метод  и  наука  об  обществе  /  Пер.  с англ. А. Боковикова.-Москва: Академический Проект, 2001.384 с.
г.Псков, ул.Льва Толстого, д.18
8(8112)73-71-67, org3@pskovedu.ru

© 2019 Средняя общеобразовательная школа №9 им. А.С. Пушкина. Все права защищены.