Sidebar Menu

Официальный сайт проекта 

 

 

180000 г.Псков, ул.Льва Толстого, д.18

8(8112)73-71-67org3@pskovedu.ru

О. Ю. Иванова

Методические рекомендации

«От вОРКАУТА К СОЦИАЛЬНОМУ СЛУЖЕНИЮ»

       Настоящие методические рекомендации разработаны в целях повышения эффективности организации работы по профилактике делинквентного (отклоняющегося)  поведения  учащихся.   В данных методических рекомендациях  приводятся данные о связи отношения подростков к занятиям  волонтерством, воркаут-спортом и к делинквентному поведению. Предлагаемая  методика построена на новом методологическом подходе исследования отношения субъекта к объекту. Данная  методология  основывается  на формирование положительного отношения к волонтерской деятельности как альтернативы делинквентному поведению через  вовлечение обучающихся в занятия воркаут-спортом.

Ключевые слова: отношение к волонтерству, отношение к воркаут-спорту, социальное служение, делинквентное поведение.

                                                                    

        Волонтерство, как известно, представляет собой добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи. Основными характеристиками волонтерской деятельности является отсутствие материального вознаграждения, наличие доброй воли ее участников. Волонтеры могут участвовать в трудовой, творческой деятельности, создавать общественное мнение о волонтерском движении.

Во главе волонтерского движения  может быть  актив школьного ученического самоуправления, отряд обучающихся и родителей – добровольцев. Добровольцем может стать абсолютно любой человек – вне зависимости от возраста, пола и других обстоятельств. Поэтому в волонтерском движении школы участвуют не только учащиеся, выпускники, но и взрослые. Более того, педагоги своими действиями подают ребятам пример.

Опираясь на опыт и практику своей работы, волонтеры организуют социальные акции и реализуют проекты, ставшие традиционными. Кроме того, волонтеры становятся инициаторами добрых дел и акций, возникающих спонтанно, как например, отклик на просьбу о помощи. Выбрав для себя участие в одном направлении, учащиеся школы сознательно, добровольно и бескорыстно помогают другим. Добровольческое движение – это одно из приоритетных направлений работы школы. Молодежь, состоящая в школьном волонтерском отряде, набирается опыта для будущей работы, реализует свой творческий потенциал и свои лидерские качества.

Существуют направления волонтерства: социальное направление, экологическое, гражданско-патриотическое и спортивно-оздоровительное. Наиболее популярным в волонтерском движении является социальное направление.

Так, например, в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 им. А. С. Пушкина» за 2018-2019 учебный год членами волонтерского отряда «Шаг навстречу» в рамках социального направления оказывалась помощь одиноким ветеранам, детям, работа с той категорией людей, которую принято называть социально незащищенными. Сюда же относится помощь бездомным животным. Социальное волонтерство – это исторически сложившееся направление. Зачастую, когда человек приходит к мысли о том, что он хочет стать волонтером, первое, о чем он думает – это, как правило, вот о таком социальном аспекте. Названия акций конкретизируется содержание этого направления волонтерства:  «Коробка радости»; «Поделись новогодним подарком»; «Вторая жизнь вещам»; «Подкова на счастье»; «Телефон доверия». «Спешите делать добро!»; «Братья наши меньшие»;  «Прочитай»;  «Моя семья – моя радость».

Достаточно популярным оказалось экологическое волонтерство, где речь идет о сохранении природы, о защите флоры и фауны, о предпочтениях в электрических лампочках, о необходимости и способах утилизации батареек, например – «Еще шумит, бурлит Пскова», «Сдай батарейку – спаси ежика», «Покорми кота», «Природа в объективе».

Гражданско-патриотическое направление представлено такими мероприятиями как «Я – гражданин России», «Георгиевская ленточка», «Диктант Победы», «Свеча памяти», «Класс доброты», «Герои нашего времени».  

Спортивно-оздоровительное и профилактическое направление – это новое направление развития волонтерской деятельности в молодежной среде. Здесь речь идет о крупных спортивных событиях, которые состоялись в России. Это знание одного вида спорта, если это волонтерство, посвящено определенному его виду. Центральным в этом направлении стал воркаут-спорт, а так же: Марафон «Трезвость – выбор сильных!», Фестиваль «Поверь в себя!», Областная акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», Профилактическая акция «Сообщи, где торгуют смертью!», Квест «Быть здоровым – это модно!», Областной Фестиваль «Наш выбор – жизнь!».

Многолетний опыт и некоторые пилотные психологические исследования показывают, что волонтерская деятельность в школе может быть еще и активным методом профилактики делинквентного поведения учащихся.

Положительное отношение к волонтерской деятельности способствует формированию положительного отношения к занятиям воркаут-спортом; занятие тем и другим формирует отрицательное отношение к делинквентному поведению. В данном случае речь может идти о включении делинквентных учащихся в волонтерскую деятельность через привитие интереса к воркаут-спорту.

К числу делинквентных учащиеся относятся, совершившие административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан). В качестве административных правонарушений рассматриваются также курение, распитие спиртных напитков в общественных местах, драки и т.д.

Сочетание и взаимодействие волонтерства и воркаут-спорта является основной идеей инновационного проекта «Школьная воркаут-площадка как часть социально-активного пространства микрорайона». Волонтерство должно стать отправной точкой в новой форме профилактики делинквентного поведения учащихся. То есть воркаут-спорт – это инструмент, который поможет учащимся приобрести навыки социального служения. В данном случае, одной из задач волонтерского отряда «Шаг навстречу» становится продвижение культуры здорового образа жизни среди учащихся школы и жителей микрорайона, и развитие спортивного волонтерства.

Данные методические рекомендации представляют 9 ориентиров, 9 этапов взаимодействия волонтерского отряда и воркаут-движения. Иными словами, в рамках школьного волонтерского отряда «Шаг навстречу» создается волонтерский отряд «9 ориентир», а все вместе – школьная команда по воркаут-спорту. Вот эти ориентиры:

 1-й ориентир «Отбор волонтеров спортивного направления, имеющих в поведении отклонения от нормы (с делинквентным поведением)», создание команды;

2-й ориентир «Ориентирование и обучение волонтеров»:

3-й ориентир «Погружение волонтеров в программу «100-дневный воркаут» – бесплатная онлайновая программа для новичков в воркаут-спорте https://workout.su/articles/750-100-dnevnyj-vorkaut-2017-vesna;

4-й ориентир «Презентация промежуточных результатов» (где волонтеры принимают участие в школьных соревнованиях и городском чемпионате по воркаут-спорту);

 5-й ориентир «Проведение мастер-классов для учащихся из начальной школы – команды «Воркаутенок;

6-й ориентир – учащиеся получают задание найти социальных партнеров и организовать проведение какой-либо социальной акции, организовать мероприятие на школьной воркаут-площадке;

 7-й ориентир – создание творческого отчета о проведенных мероприятиях, подготовка презентации, размещение ее на сайте проекта и в социальных сетях;

8-й ориентир – «Результативность, – поощрение и мотивация волонтеров-новичков»;

9-й ориентир – «От волонтерства к социальному служению» (Посвящение в ряды школьного волонтерского отряда «Шаг навстречу».

Получается, что каждый учащийся с делинквентным поведением, проходит все этапы от волонтерства до социального служения и становится наставниками для последующей группы волонтеров-новичков.

Таким образом, волонтерская деятельность может стать одним из методов профилактики девиантного и делинквентного поведения старших подростков в школе. Рост интереса к этой деятельности вырос, поэтому использование волонтерской деятельности весьма актуально.

Для подтверждения результатов данной методики  были  привлечены  16 учащихся, имеющих склонность к делинквентному поведению, и всем была представлена возможность принять участие в работе волонтерского отряда и в занятиях воркаут-спортом.

Особенно эффективным является метод экспертных оценок, где в качестве экспертов выступили сами занимающиеся. По всем 9-и показателям были получены достоверные (не ниже 95 %) коэффициенты корреляции между самооценками этих отношений и их оценками другими учащимися.

В основу рекомендуемой  методики положена концепция профессора А. Н. Николаева, говорящая о том, что необходимо отказаться от ставшего традиционным методологического подхода исследования отношения субъекта к объекту, выдвинутого еще в 1979 г. Р. Мартенсом [1], когда оно измерялось когнитивным, эмоциональным и поведенческим компонентами и использовать другие компоненты: потребность в объекте; активность, направленная к объекту; и удовлетворенность от взаимодействия с ним [Николаев А.Н.].

У подростков выражена потребность исключить из своей жизни элементы делинквентного поведения, что привело к тому, что они и исключили противоправное поведение, то есть, получен эффект от «жизни по-новому». Однако удовлетворенности от этого они пока не почувствовали.

Отсюда напрашивается практическая рекомендация: создать условия для достижения и демонстрации успешности в других видах деятельности (включить «средства компенсации»). Реально это может быть афишированием достигнутых результатов в воркаут-спорте (включая сообщения этих сведений родителям) или благодарности от объекта их деятельности в качестве волонтеров.

Взаимосвязи между показателями отношений в целом:

- отношение к волонтерству « отношение к воркаут-спорту (r = 0,67 при р £ 0,01);

- отношение к волонтерству « отношение к делинквентному поведению – обратная связь (r = - 0,53 при р £ 0,05);

- отношение к воркаут-спорту « отношение к делинквентному поведению (r = 0,71 при р £ 0,01).

Наибольшее число достоверных связей имеет показатель активности в занятиях воркаут-спортом:

- с показателем потребности в волонтерской деятельности (r = 0,55; р £ 0,05);

- с показателем активности в волонтерской деятельности (r = 0,69; р £ 0,01);

- и с показателем удовлетворенности от волонтерской деятельности (r = 0,51; р £ 0,05).

Потребность в занятиях воркаут-спортом связана с потребностью в волонтерской деятельности (r = 0,65; р £ 0,01); а удовлетворенность от таких занятий – с удовлетворенностью от волонтерской деятельности (r = 0,55; р £ 0,05); а также – связана обратной связью с удовлетворенностью от делинквентного поведения (r = -0,60; р £ 0,05), то есть, связана с отсутствием такого поведения.

Получена еще одна статистически достоверная обратная взаимосвязь: потребности в волонтерской деятельности и в делинквентном поведении (r = 0,57; р £ 0,05).  

Можно утверждать, что факторами формирования потребности не допускать делинквентного поведения является активность в занятиях воркаут-спортом и потребность в волонтерской деятельности. Сам же уход от делинквентного поведения обусловлен активностью в занятиях воркаут-спортом (r = 0,73; р £ 0,01).

Полученные взаимосвязи выявили такие факторы, включение которых изменяет отношение подростков к делинквентному и девиантному поведению. Такой пересмотр собственного поведения направлен в благоприятную сторону. В этих условиях должна ставиться задача закрепления полученного успеха. Кроме того, есть основания ожидать эффекта синергии в процессе воспитания подростков с использованием таких средств, как воркаут-спорт и волонтерство.

Данные методические рекомендации «От воркаута к социальному служению» могут быть использованы для организации  волонтерского движения в школе в целях профилактики делинквентного (отклоняющегося) поведения обучающихся.

Литература

  1. Мартенс Р. Социальная психология и спорт. М.: Физкультура и спорт, 1979.
  2. Николаев А. Н. Новый подход изучения отношения к здоровому образу жизни // XV Мухинские чтения. Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологического здоровья: теория и практика» 14–16 апреля 2016 г. С. 114–120.
г.Псков, ул.Льва Толстого, д.18
8(8112)73-71-67, org3@pskovedu.ru

© 2019 Средняя общеобразовательная школа №9 им. А.С. Пушкина. Все права защищены.