Sidebar Menu

Официальный сайт проекта 

 

 

180000 г.Псков, ул.Льва Толстого, д.18

8(8112)73-71-67org3@pskovedu.ru

УДК: 796.034

Ж. Б. Егорова

 Воспитательная эффективность дополнительной

общеобразовательной программы по

воркаут-спорту «9 Ориентир»

 

 

Публикация подготовлена при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках реализации мероприятий инновационного проекта «Школьная воркаут-площадка как часть социально-активного пространства микрорайона» за счет средств гранта в форме субсидии, предоставленного из федерального бюджета на поддержку проектов, связанных с инновациями в образовании ведомственной целевой программы «Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования» подпрограммы «Развитие дошкольного и общего образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в рамках Соглашения № 073-15-2019-1256 от 20 августа 2019 года.

 

В статье отражены все основные элементы рабочей программы, составленной на основе практических рекомендаций и методик ведущих спортсменов и мастеров направления «Street Workout». Здесь показана и эффективность занятия физкультурой с элементами Стрит Воркаута по развитию некоторых двигательных качеств и по развитию общественно и лично значимых психологических свойств.

Ключевые слова: интерес к физической культуре, силовая гимнастика, укрепление здоровья, воспитание, этика «уличного фитнесса».

 

Физическая культура и спорт в современном обществе – важный фактор всестороннего развития и воспитания человека, укрепления его здоровья, повышения работоспособности, здорового образа жизни, активного творческого долголетия. Физическое воспитание, спортивная тренировка – это, в первую очередь, социально-педагогические процессы, что определяет в них ведущую роль учителя. Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания подрастающего поколения. С каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным и делинквентным (отклоняющимся) поведением. Причины – отклонения в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, большого количества разводов. Зачастую отклонения в поведении ребенка – это результат педагогической запущенности и неблагоприятной окружающей социальной среды в общеобразовательных заведениях и семье. И как результат – реакции протеста, неповиновение, грубость, уход из дома, нежелание учиться.

Девиантное, а в дальнейшем делинквентное поведение закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомофизиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Кроме того, общеизвестно, что подростки являются одним из наименее защищенных слоев населения. Одним из действенных направлений профилактики отклоняющегося поведения среди детей и подростков является вовлечение их в занятия спортом и физической культурой, что способно не только отвлечь их от негативного влияния среды, но и способствует самореализации личности ребенка благодаря спортивным успехам. Помимо этого, систематические занятия спортом и физической культурой способствуют сохранению здоровья ребенка.

Среди молодежи Псковской области растет популярность такого спортивного движения, как воркаут. Воркаут – разновидность любительской спортивной субкультуры, которая подразумевает выполнение физических упражнений на свежем воздухе на специально оборудованных площадках с перекладинами (турниками), брусьями, стенками и другими физкультурными снарядами. Основной акцент делается на максимальную доступность площадок воркаута, а также на возможность заниматься этим видом спорта всем, независимо от возраста, пола, социального статуса. Воркаут – это действенная пропаганда здорового образа жизни и спортивной культуры, реальная альтернатива пагубным увлечениям и вредным привычкам, возможность сплотить поколения вокруг общего, полезного и здорового хобби.

Данная рабочая программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность для лиц различных возрастов с учётом особенностей физического развития подростков. Она составлена на основе практических рекомендаций и методик ведущих спортсменов и мастеров направления «Street Workout» с элементами Хендстэнд (полностью руки) Джимбарр (Gimbarr), «Дворовая гимнастика», паркур. Более конкретно программа направлена на: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; обеспечение духовно-нравственного, патриотического, трудового воспитания учащихся; выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию учащихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся; подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов; социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; формирование общей культуры учащихся; профилактику девиантного и делинквентного (отклоняющегося) поведения у обучающихся.

Целью данной программы является привитие интереса к физической культуре, укрепление здоровья занимающихся посредством занятий физкультурой с элементами Стрит Воркаута. Ее задачи: изучение силовой гимнастики с собственным весом на параллельных брусьях, турнике; упражнений на развитие силы, выносливости, координации; изучение базовой техники Стрит Воркаута: воспитание у занимающихся уважения друг к другу, чувства ответственности за свои действия, чувства коллективизма; овладение этикой «уличного фитнесса».

Планируемые результаты для занимающихся по дополнительной общеобразовательной программе по воркаут-спорту «9 Ориентир».

Предметные ожидаемые результаты:

- освоение базовых упражнений Стрит Воркаута – сгибание-разгибание рук в упоре (отжимания), подтягивания на перекладине (турнике) из различных хватов, отжимания на параллельных брусьях, угол в висе, подъем согнутых и прямых ног в висе, приседы;

- освоение разминочных упражнений (ОФП) на открытых площадках;

- освоение теоретических знаний об истории возникновения физкультурного движения «Стрит Воркаут», выдающихся отечественных и зарубежных представителях этого движения;

- бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности.

Метапредметные ожидаемые результаты:

- коммуникативные – формирование позитивного и уважительного отношения у занимающихся друг к другу и к преподавателю; установление ровного положительного эмоционального фона в группе; общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

- регулятивные обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и отдых в процессе ее выполнения; анализ и объективное оценивание результатов собственного труда, нахождение возможности и способов их улучшения; управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранение хладнокровия, сдержанности, рассудительности;

- познавательные – видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; способность оценивания красоты телосложения и осанки, и сравнения их с эталонными образцами.

Личностные ожидаемые результаты:

- проявление положительных качеств личности (организованности, трудолюбия, коллективизма)

- управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

- готовность оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;

- укрепление и  проявление волевых качеств.

Для подведения итогов реализации программы и в качестве средств контроля достигнутых результатов для занимающихся по программе «Стрит Воркаута» выступают: количество набранных учеником в конце учебного года баллов. Баллы выставляются преподавателем каждому ученику в конце каждого проведённого занятия. Ученик получает плюсы за посещение занятий, усердие, проявленное в процессе занятия, хорошее поведение на занятии, тестирование основных элементов воркаут-спорта с присвоением разряда участие в мастер-классах и соревнованиях различных уровней.

Определение степени подготовленности определяется в соответствии с нормативами и разрядами направления воркаут-спорта, вплоть до VII разряда (звания «Мастер спорта»).

При работе над этими физическими качествами следует соблюдать 3 основных принципа:

- постепенность, подразумевающая поэтапное возрастание сложности упражнений и увеличения нагрузки (в противном случае – перетренированность, отказ от тренировок);

- регулярность, подразумевающая ежедневное выполнение комплекса упражнений;

- принцип суперкомпенсации, который делит тренировочный процесс на 4 фазы – травматизация, восстановление, суперкомпенсация, утеря суперкомпенсации; регулирует частоту тренировок, позволяет определить оптимальный момент для уличной тренировки.

- прогрессии нагрузок, который гласит – спортсмен должен регулярно увеличивать тренировочную нагрузку;

- комплексный подход к развитию силовых качеств и выносливости, подразумевающий равномерное развитие всех групп мышц и увеличение эластичности связок, задействованных в выполнении движений.

Календарно-тематический план построен на основе традиционной и ставшей классической теории и методики физического воспитания [1] (этот план занимает 0,5 типографского п.л.).

Занятия по программе дополнительного образования по воркаут-спорту «9 ориентир» проходили на школьной воркаут-площадке фирмы KENGURU.PRO.

Гипотеза. Предполагалось, что участие подростков в реализации данной программы окажет положительное влияние на развитие жизненно важных качеств, то есть, даст воспитательный эффект.

Целью исследования явилась проверка обозначенной гипотезы.

Задачи исследования:

1) определить характер изменения выраженности ценных психологических свойств у подростов за период занятий по данной программе (по ее первым двум ступеням );

2) выявить особенности изменения исследуемых свойств личности по результатам сравнительного анализа с такими же показателями контрольной группы.

В качестве испытуемых выступили две группы подростков (13-15 лет) мужского пола: экспериментальная группа в количестве 28-и человек и контрольная – 32 человека.

Использовалась методика Н. И. Рейнвальда [2]. Данный опросник является многократно апробированным, прошедшим испытание на точность, надежность и валидность. Кроме того он стандартизирован. В данном случае измерялась мера выраженности не всех, а лишь трех психологических качеств: организованности, трудолюбия и коллективизма. 

Все, полученные в баллах данные эмпирического исследования были переведены в стандартные баллы (стэны) с разрядностью в 10 единиц. В данных обеих групп получено нормальное распределение. Это обстоятельство позволило использовать наиболее популярный критерий определения достоверности различий t-Стьюдента.

Учитывая то обстоятельство, что изначально у представителей обеих групп средние арифметические значения были примерно одинаковыми по всем трем показателям, то нет надобности выполнять сравнительный анализ показателей «было» – «стало» в этих двух выборках испытуемых. Целесообразно обратиться к данным обеих групп по показателям всех трех личностных свойств, полученным по окончанию периода формирующего эксперимента, т. е. «на выходе». Эти данные отражены на рисунке

Психологические свойства личности подростов контрольной

и экспериментальной групп (в стэнах)

Пояснение: Ряд 1 – КГ; Ряд 2 – ЭГ.

Из рисунка становится очевидным эффект от занятий по представленной здесь программе. Если учесть, что выраженности каждого из 3-х свойств личности изначально была примерно одинаковой, то теперь у представителей экспериментальной группы она значительно выше.

Однако в данном случае для утверждения научного факта целесообразности применения данной программы требуется использовать такие средства, которые повысят доказательность этого факта (см. таблицу).

Различия средних показателей психологических свойств личности

подростков в экспериментальной и контрольной группах при

окончании формирующего эксперимента (nЭГ  =  28, nКГ  =  32)

Свойства

личности

КГ

ЭГ

 

t

 

p

 

s

v

 

s

v

Коллективизм

5,68

1,82

32,0

6,55

1,01

15,4

2,44

0,05

Организованность

6,52

1,77

27,1

8,79

0,65

7,4

7,14

0,001

Трудолюбие

5,13

1,65

32,1

6,34

0,78

12,3

3,05

0,01

Пояснение: КГ – контрольная группа; ЭГ – экспериментальная группа.

Как показывает таблица, по всем трем исследуемым свойствам, представляющим собой черты характера, получена положительная динамика. Занятия подростков по программе дополнительного образования по воркаут-спорту дают наибольший эффект в развитии организованности. По этому показателю выявлена достоверность различий с их сверстниками, не занимающимися ни какими из видов физической культуры, на уровне 99,9 % (если уровень значимости р £ 0,001).   

С вероятностью 99 % (р £ 0,01) можно утверждать, что занятия воркаут-спотртом развивают у подростков трудолюбие, а с вероятностью 95 % (р £ 0,05) – и коллективизм.

Выявлена интересная закономерность: коэффициенты вариации (v) полученных данных у представителей контрольной группы по всем трем свойствам значительно превышают те же их значения у подростков экспериментальной группы. Так, по данным контрольной группы средняя вариативность равна 30,4 %, а экспериментальной – v  = 11,7 %. Если у подростков контрольной группы вариативность значительно выше, чем у их сверстников из экспериментальной группы, то это однозначно говорит о том, что положительный воспитательный эффект от занятий воркаут-спортом, главным образом, получен за счет тех подростков, у которых исследуемые свойства изначально находились на низком уровне.  

Таким образом, можно утверждать, что занятия воркаут-спортом выполняют не только функцию физического развития, но и воспитательную функцию.

Литература

  1. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учеб. / под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2004. 2-е изд.
  2. Рейнвальд Н. И. Психология личности. М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1987.

Об авторе

Егорова Жанна Борисовна – учитель физической культуры, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 им. А. С. Пушкина», Псков, Россия.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Zh. Egorova

 

 

 

воспитательная Эффективность дополнительной

общеобразовательной программы по

воркаут-спорту «9 Ориентир»

Educational Efficiency of additional general

education program on vorkaut-sports

«9 Landmark»

В статье отражены все основные элементы рабочей программы. Она составлена на основе практических рекомендаций и методик ведущих спортсменов и мастеров «Street Workout». Здесь показана и эффективность занятия физкультурой с элементами Стрит Воркаута по развитию двигательных качеств и ценных психологических свойств.

Ключевые слова: интерес к физической культуре, силовая гимнастика, укрепление здоровья, воспитание, этика «уличного фитнесса».

The article reflects all the basic elements of the work program. It is based on the practical recommendations and techniques of leading athletes and masters of «Street Workout». It also shows the effectiveness of the physical education with the elements of Street Workout to develop motor and valuable psychological qualities.

Keywords: interest to the physical culture, strength gymnastics, health promotion, education, ethics of the "street fitness".

Об авторе

Егорова Жанна Борисовна – учитель физической культуры, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 им. А. С. Пушкина», Псков, Россия.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

About

 Zhanna Egorova, is a physical education teacher, MBOU «Secondary school No. 9. named after A. S. Pushkin», Pskov, Russia.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

г.Псков, ул.Льва Толстого, д.18
8(8112)73-71-67, org3@pskovedu.ru

© 2019 Средняя общеобразовательная школа №9 им. А.С. Пушкина. Все права защищены.